Дети-цветы жизни!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети-цветы жизни! » Жизнь до рождения » Вкус,слух,зрение


Вкус,слух,зрение

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Уже на пятой неделе развития начинают закладываться почки плода. Еще через 3 недели образуются чувствительные элементы языка. Не случайно младенец сразу же после рождения умеет различать вещества по вкусу и энергично отказывается от горького, соленого и кислого.

Примерно с восьмой недели начинает развиваться кожная чувствительность. К семнадцатой неделе наиболее обширная (по чувствительным площадям) кожная поверхность уже потенциально готова к приему информации. С этой поры связь по информационному каналу осязание — мозг становится постоянной — в течение всех 23 недель, оставшихся до родов, ребенок десятки и сотни раз в день получает разнообразные осязательные впечатления, столь важные для развития его нервной системы.

Кожа ребенка обладает также болевой и температурной чувствительностью. Но среда, в которой он развивается, отличается высокой устойчивостью температуры. Следовательно, нервные окончания, предназначенные для восприятия температуры, — терморецепторы — получают весьма однообразную информацию. Точно в таком же или, пожалуй, в еще «худшем» положении находится кожная болевая чувствительность. Не потому ли, появившись на свет, ребенок в первые дни обладает слабой болевой и температурной чувствительностью? (Вот почему так важен правильный температурный режим жизни беременных женщин. Будущей матери не рекомендуется переохлаждаться во время купания или перегреваться, загорая на солнце, принимая ванны.)
Особенно, надо полагать, богаты звуковые впечатления, которые испытывает растущий ребенок. Ведь жидкость отличается способностью передавать звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздух. Следовательно, все звуки, способные преодолеть ткани человеческого тела, могут достигать слуха плода. Представляется заслуживающим внимания существовавшее некогда увлечение беременных женщин слушанием музыки. Известны наблюдения, сделанные женщинами, ощущавшими интенсивное шевеление плода во время концертов или при сильных звуках. Но дело не только во внешних звуках. Много недель подряд слышит ребенок, как бьется материнское сердце.

Вероятно, ребенок слышит и звуки, произносимые матерью: смех, пение, разговор, плач. Может ли в таком случае мать позволять себе кричать или плакать? Не лучше ли ее ребенку слышать спокойный голос или радостную песню? И пусть он не станет от этого певцом или музыкантом, но, возможно, где-то в веществе его мозга, среди миллиардов нервных клеток, сохранится неясный след материнского голоса. И когда потом, уже после рождения, он будет засыпать под звуки колыбельной песни, в глубине зарождающегося сознания вспыхнет, как далекая зарница, едва уловимая память о чем-то знакомом и родном, уже слышанном когда-то. Но даже если опустить эту поэтическую сторону, можно думать, что голос матери, интенсивно и в течение длительного времени передающийся ребенку, подготавливает его слух к восприятию звуков специально в диапазоне частот человеческой речи.

Итак, среда, в которой развивается ребенок, по существу, позволяет его нервной системе еще задолго до рождения получить самые первые «отпечатки» физических свойств материи.

Процесс внутриутробного развития функций мозга обладает одной исключительно важной особенностью, не имеющей себе равных по значению во все последующие периоды. Речь идет о том, что формирование нервных элементов и связей происходит, с одной стороны, по наследственной генетической программе, а с другой — под непременным и постоянным влиянием тех потоков информации, которые идут из внешней среды по рецепторным (органы чувств) каналам. Сейчас установлено, что, меняя продолжительность и концентрацию информационного потока, можно регулировать (ускорять, замедлять или даже прекращать вовсе) формирование нейронных структур. (Например, свое влияние оказывают импульсы, поступающие в мозг от вестибулярного аппарата.)

Пока что таких данных еще явно недостаточно для разработки системы практических рекомендаций. Но трудно даже представить себе те грандиозные перспективы, которые откроются перед наукой, если она овладеет возможностью направленного количественного и качественного регулирования активности мозга ребенка в период внутриутробного развития.

2

Исключить вредные влияния
Из того, что плод открыт, как мы поняли, многим влияниям внешней среды, нетрудно заключить, что среди этих влияний могут (несмотря на наличие защитных барьеров) оказаться и вредные.

Об исключении влияния вредных производственных факторов заботится наше общество:   специальные  законы  и  инструкции запрещают допускать беременных женщин к работам, которые могут сказаться отрицательно на здоровье матери и ребенка; беременным женщинам облегчается режим труда, предоставляется оплачиваемый двухмесячный отпуск перед родами.

Охрана же нервной системы беременной женщины — дело большей частью семейное. Ровная, спокойная, благожелательная атмосфера необходима как никогда; нервные потрясения должны предупреждаться всеми силами.

Твердо   установлено:   курение,   употребление спиртных напитков часто ведут к тому,  что  дети  рождаются  слабыми,  часто болеют; у некоторых наблюдается отставание в развитии. Здесь уж, понятно, приходится рассчитывать на сознательность самой будущей матери. Известно, что здоровье (и, в частности, умственное здоровье) ребенка, зачатого в состоянии опьянения, находится под серьезной угрозой.

Установлено, что между 28-м и 49-м днями после зачатия плод особенно восприимчив ко всяким химикатам и ядам. Но не (только в эти 20 дней будущая мать должна быть осторожна и осмотрительна — ей постоянно следует помнить о том, что никотин и алкоголь, попадая в ее организм, пробиваются через все заслоны и угрожают плоду.
Веществами, вредно влияющими на плод, оказываются, однако, не только алкоголь, табак (вообще всякие наркотики), но и многие лекарства; поэтому о применении их полезно сказать несколько слов.

Врачи постоянно предостерегают нас от самодеятельного использования фармакологических средств. По отношению к беременным женщинам эти предостережения имеют особую силу — дело в том, что некоторые химические вещества легко преодолевают заградительные барьеры и проникают в плод. Это, в частности, относится к некоторым препаратам, успокаивающим нервную систему, к снотворным. Большинство антибиотиков и сульфамидных препаратов — в лечебных дозах и примененные по предписанию врача — отрицательного действия на плод, как полагают, не оказывают. Но если принимать их «по собственному предписанию» и в значительных дозах, это может привести к тяжелым последствиям для плода (особенно часто наблюдается экссудативный диатез, детская экзема, нейродермит, но могут быть и еще более тяжелые осложнения).

Важную роль в развитии плода играет питание матери. Недоедание или недостаток витаминов нарушает нормальное течение беременности (особенно в ранний период развития плода). Вот почему питание должно отличаться разнообразием, рацион должен включать необходимое количество белков, жиров, витаминов, минеральных солей. Важную роль играет режим питания беременных женщин. (Конкретные указания в зависимости от индивидуальных особенностей, от периода беременности дают врачи женской консультации.)

Особую потребность развивающийся плод испытывает в кислороде. Если кислорода не хватает, возможны нежелательные отклонения в развитии центральной нервной системы и других органов. Кислород — это «витамин воздуха», пусть помнят об этом все будущие матери, а особенно те, кто страдает пороками сердца, гипертонической болезнью, малокровием и вообще такими заболеваниями, которые влекут за собой кислородную недостаточность.

Могут возникнуть вопросы: как же в таком случае относиться к советам, которые дают врачи беременным женщинам, — побольше двигаться, а есть умеренно? Не приведет ли такой образ жизни к нежелательным последствиям для плода?
Будущего ребенка связывает с организмом матери так называемое детское место, или плацента. Соотношение материнской и плодной частей плаценты таково, что кислород и питательные вещества достаются плоду строго в обрез. Хитрая уловка природы! По замечанию профессора И. А. Аршавского, видного специалиста в области возрастной физиологии, «это сделано для того, чтобы еще до рождения ребенок трудом добывал себе хлеб насущный».

Стоит матери проголодаться, совершить прогулку, заняться посильным физическим трудом, как ее организм начинает испытывать дополнительную потребность в кислороде и питательных веществах, а плод — ощущать их недостаток. Приходится включаться в «борьбу за питание». Умеренный недостаток кислорода действует на те нервные центры, которые управляют работой сердца, — и оно начинает сокращаться чаще и сильнее, отчего через плаценту протекает больше крови, несущей то, что необходимо плоду.
В случае, если нехватка станет еще более острой, на помощь сердцу придет дыхательная система и все мышцы плода. Скелетные мышцы, напрягаясь, создают такую позу, которая помогает поддерживать уровень кровяного давления.

Но это еще не все. Плод, как известно, шевелится, у одних женщин — чаще, у других — реже. Подвижность плода заметно усиливается, когда мать голодна или выполняет физическую работу. В таких случаях начинают активно действовать и мускулатура и сердечно-сосудистая и дыхательная системы плода...

Вот какие сложные явления стоят за простым советом врачей больше двигаться и умеренно питаться. Необходимо лишь не впадать в крайности — чрезмерные нагрузки, чрезмерная нехватка кислорода, чрезмерно урезанное — по составу или по калорийности — питание приведут к обратному эффекту, породят все те нежелательные, а то и катастрофические последствия, о которых мы предупреждали.

Что же касается двигательного режима, то кроме прогулок беременным женщинам назначают специальный комплекс гимнастики. Всячески советуем следовать этому назначению: происходит одновременная тренировка мышц и сердца ребенка и матери. Это позволяет ребенку стать сильным еще до рождения, лучше перенести сам процесс родов, увереннее приспособиться к новым условиям существования.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Еще недавно считалось, что, появляясь на свет, ребенок преодолевает некий   рубеж,   принципиально   отделяющий один мир от другого. Это справедливо, но лишь в какой-то мере. Жизнь (и даже «обучение») ребенка начинается задолго до минуты его рождения. Тот опыт, с которым новорожденный приходит в мир, принадлежит не только далекому прошлому человека, но и настоящему. Сегодня все яснее становится, что этот опыт намного значительнее, чем мы привыкли думать.

3

Вкус и обоняние
Начиная с седьмого месяца внутриутробного развития плод способен различать вкусы и некоторые запахи. Для иллюстрации этих способностей плода обратимся к лекциям Андре Бертин: «Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество употребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства (!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Околоплодная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет употреблять после рождения и которая характерна для региона проживания его родителей».
Таким образом, существуют механизмы, позволяющие плоду познакомиться с семейной кухней еще задолго до своего рождения. Причем надо заметить, что в дальнейшем именно этой кухне он будет отдавать предпочтение перед всеми остальными. Поэтому питание беременной должно соответствовать ее национальным особенностям и географическому месту проживания. Учитывая эти принципы, беременная сможет познакомить своего будущего ребенка со вкусовыми качествами различных продуктов питания и особенностями национальной кухни.


Вы здесь » Дети-цветы жизни! » Жизнь до рождения » Вкус,слух,зрение