Уже на пятой неделе развития начинают закладываться почки плода. Еще через 3 недели образуются чувствительные элементы языка. Не случайно младенец сразу же после рождения умеет различать вещества по вкусу и энергично отказывается от горького, соленого и кислого.
Примерно с восьмой недели начинает развиваться кожная чувствительность. К семнадцатой неделе наиболее обширная (по чувствительным площадям) кожная поверхность уже потенциально готова к приему информации. С этой поры связь по информационному каналу осязание — мозг становится постоянной — в течение всех 23 недель, оставшихся до родов, ребенок десятки и сотни раз в день получает разнообразные осязательные впечатления, столь важные для развития его нервной системы.
Кожа ребенка обладает также болевой и температурной чувствительностью. Но среда, в которой он развивается, отличается высокой устойчивостью температуры. Следовательно, нервные окончания, предназначенные для восприятия температуры, — терморецепторы — получают весьма однообразную информацию. Точно в таком же или, пожалуй, в еще «худшем» положении находится кожная болевая чувствительность. Не потому ли, появившись на свет, ребенок в первые дни обладает слабой болевой и температурной чувствительностью? (Вот почему так важен правильный температурный режим жизни беременных женщин. Будущей матери не рекомендуется переохлаждаться во время купания или перегреваться, загорая на солнце, принимая ванны.)
Особенно, надо полагать, богаты звуковые впечатления, которые испытывает растущий ребенок. Ведь жидкость отличается способностью передавать звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздух. Следовательно, все звуки, способные преодолеть ткани человеческого тела, могут достигать слуха плода. Представляется заслуживающим внимания существовавшее некогда увлечение беременных женщин слушанием музыки. Известны наблюдения, сделанные женщинами, ощущавшими интенсивное шевеление плода во время концертов или при сильных звуках. Но дело не только во внешних звуках. Много недель подряд слышит ребенок, как бьется материнское сердце.
Вероятно, ребенок слышит и звуки, произносимые матерью: смех, пение, разговор, плач. Может ли в таком случае мать позволять себе кричать или плакать? Не лучше ли ее ребенку слышать спокойный голос или радостную песню? И пусть он не станет от этого певцом или музыкантом, но, возможно, где-то в веществе его мозга, среди миллиардов нервных клеток, сохранится неясный след материнского голоса. И когда потом, уже после рождения, он будет засыпать под звуки колыбельной песни, в глубине зарождающегося сознания вспыхнет, как далекая зарница, едва уловимая память о чем-то знакомом и родном, уже слышанном когда-то. Но даже если опустить эту поэтическую сторону, можно думать, что голос матери, интенсивно и в течение длительного времени передающийся ребенку, подготавливает его слух к восприятию звуков специально в диапазоне частот человеческой речи.
Итак, среда, в которой развивается ребенок, по существу, позволяет его нервной системе еще задолго до рождения получить самые первые «отпечатки» физических свойств материи.
Процесс внутриутробного развития функций мозга обладает одной исключительно важной особенностью, не имеющей себе равных по значению во все последующие периоды. Речь идет о том, что формирование нервных элементов и связей происходит, с одной стороны, по наследственной генетической программе, а с другой — под непременным и постоянным влиянием тех потоков информации, которые идут из внешней среды по рецепторным (органы чувств) каналам. Сейчас установлено, что, меняя продолжительность и концентрацию информационного потока, можно регулировать (ускорять, замедлять или даже прекращать вовсе) формирование нейронных структур. (Например, свое влияние оказывают импульсы, поступающие в мозг от вестибулярного аппарата.)
Пока что таких данных еще явно недостаточно для разработки системы практических рекомендаций. Но трудно даже представить себе те грандиозные перспективы, которые откроются перед наукой, если она овладеет возможностью направленного количественного и качественного регулирования активности мозга ребенка в период внутриутробного развития.