Дети-цветы жизни!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети-цветы жизни! » От 0 до ... » Первые дни и недели


Первые дни и недели

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Биостарт
Только что родившийся ребенок связан с матерью пупочным канатиком. Врач, принимающий младенца, накладывает на канатик зажим и перерезает его. (Но если даже зажим не был бы наложен, сработали бы природные приспособления — кровеносные сосуды сократились бы сами собой, и связь с плацентой прервалась бы.) В крови ребенка накапливается углекислый газ. Дыхательный центр, получив сигнал о неблагополучии, дает команду: сделать вдох!
И ребенок делает этот вдох. Включается легочное кровообращение.

С отделением ребенка от матери все для него меняется в корне. Он попадает в воздушную среду, и ему приходится сменить тип своего дыхания. Эта среда еще и более холодная — нужно, следовательно, по-новому приспосабливаться к температурным влияниям. Солнечное освещение (причем изменчивое) выдвигает свои требования. И наконец, если питание раньше поступало через плаценту непосредственно в кровь, то теперь на смену ему приходит , питание через рот и желудочно-кишечный тракт.

Про новорожденных порой говорят, что они беспомощны, как котята. Это несправедливо — по отношению к котятам. Как мы уже говорили, человеческий детеныш — самое беспомощное существо на Земле. Что же все-таки обеспечивает его выживание в столь сложной ситуации? Прежде всего, у малыша есть наследственно закрепленные безусловные рефлексы, облегчающие приспособление к новым условиям жизни. Только у новорожденного можно наблюдать в чистом виде проявление инстинктивных форм поведения, направленных на обеспечение потребностей в кислороде, пище, тепле — так называемых органических потребностей.

Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения).

Готов в основном к моменту рождения и механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов — стоит только прикоснуться к углам губ, к слизистой оболочке языка младенца, чтобы легко вызвать эти рефлексы.

Когда ребенок сосет материнскую грудь, все остальные его движения задерживаются, тормозятся («пищевое сосредоточение»). Известно очень хорошо:  если покачать новорожденного,    он    перестает    кричать, _ затихает. Это «вестибулярное сосредоточение» — оно связано с раздражением вестибулярного аппарата.
В первые дни можно отметить и защитные рефлексы. Сильное раздражение кожи (например,  укол)  вызывает  отдергивание. Мелькает свет перед глазами  —  ребенок _ зажмуривает их. Неожиданно увеличилась яркость  света  —  зрачок  новорожденного с сужается.

Все эти реакции направлены на то, чтобы - «ускользнуть» от раздражителя или хотя и бы уменьшить его действие. Однако новорожденный может не только уходить от контакта с раздражителем, но и стремиться к такому контакту. Те,кто наблюдал новорожденных в детской комнате родильного дома, отмечают: головки большинства детей, как подсолнухи, повернуты в сторону света. Установлено также, что уже в первые дни ребенок может следить за медленно перемещающимся источником света.
Сильный свет беспокоит ребенка; помещение, в котором находится новорожденный, не должно быть освещено чрезмерно ярко. Плачем может реагировать малыш на шум и сильные звуки, он вздрагивает, если хлопнет дверь, резко зазвонит звонок. Оберегайте ребенка от сильных звуковых раздражителей.

Что касается кожной чувствительности, то она высока — с первого дня малыш чувствителен к теплу и к холоду, к боли. Более того, внимательные наблюдения покажут вам, что он может различать, как именно к нему прикасаются. Заботливо — и он ведет себя спокойно. Недостаточно ласково, резко — мышцы малыша тут же напрягаются, он плачет. Уверенно — и он не беспокоится. Неуверенно, неловко — почувствует сразу и встревожится.
Новорожденный довольно хорошо различает вкус пищи. Некоторые дети ни в какую не соглашаются пить несладкий чай. Уже в недельном возрасте ребенок, сморщившись, выплюнет пищу, если она окажется соленой или горькой.

Стоит еще упомянуть и об атавистических рефлексах, свойственных новорожденному, — они достались ему от далеких животных предков и угаснут в дальнейшем. Вот так называемый хватательный рефлекс. Стоит прикоснуться к ладони ребенка — и он может даже повиснуть, сжав кулачок, на предмете, которым вы прикоснулись. Английский исследователь Робинсон (по имени которого этот рефлекс иногда называют робинсоновским) наблюдал, как двухнедельный ребенок держался за железный
стержень в течение 2 минут без заметного утомления. Но движения ребенка, необходимые для его психического развития, сложатся в будущем не на основе этого рефлекса, а на основе хватания, возникающего при раздражении пальцев (но не ладони).

Так же обстоит дело с рефлексом ползания, который наблюдается при прикосновении к подошвам ног; настоящее ползание с этим ничего общего не имеет. После того как врожденный рефлекс угаснет, формирование настоящего ползания начинается с движений рук: ребенок тянется к привлекшему его предмету, «переступает» руками и продвигается вперед.

Но набора — относительно небольшого — всех наследственных механизмов для приспособления к новым условиям существования ребенку все-таки не хватило бы, если бы в борьбу за сохранение его жизни с первых минут не включался взрослый человек. Это решающее условие выживания новорожденного. Физиологическая связь матери и плода сменяется связью ребенка с ухаживающими за ним, поддерживающими его жизнь взрослыми.

2

"Комплекс оживления"
Из того факта, что в поведении новорожденного ребенка мы обнаруживаем полезные реакции, нетрудно заключить, что многие нервные клетки и связывающие их волокна готовы получать раздражения из внешней среды и отвечать на них.
Многие — но далеко не все.

Каждой матери знакома такая картина: малыш, накормленный и уложенный на сухую пеленку, не лежит спокойно — его ручки и ножки совершают беспорядочные движения, пальцы рук то сжимаются в кулачок, то растопыриваются, глаза «бегают», причем часто один смотрит в одну сторону, другой — в другую (и кажется, что малыш косит), непрерывно меняется «выражение лица» — брови поднимаются и опускаются, лоб наморщивается.

У многих новорожденных отмечается и повышенная возбудимость. Они вздрагивают не только от внезапных звуков, от сильного света — это можно наблюдать и когда малыш просыпается, и когда он срыгивает или мочится, и когда мы неожиданно перекладываем его с одного места на другое.

Беспорядочные движения новорожденного и легкая возбудимость — убедительные свидетельства, что процессы торможения еще слабы, и возбуждение как бы разливается по всей коре головного мозга.

Вес мозга новорожденного составляет в среднем четвертую часть веса мозга взрослого человека. В то же время, если у взрослого вес мозга составляет сороковую часть веса тела, то у новорожденного этот показатель куда больше — примерно восьмая часть веса всего тела приходится на мозг.

Количество клеток в мозге новорожденного то же, что в мозге взрослого (15 миллиардов!), но сами клетки еще недостаточно развиты. Уже после рождения происходит интенсивное развитие формы и величины клеток коры, особенно в ее лобной части. В первые месяцы жизни вес мозга ежемесячно увеличивается на 30 г. Возрастает число нервных связей между разными клетками и разными их группами. Нервные волокна покрываются специальной оболочкой — миелином.

Особенно быстро развиваются те участки коры, которые связаны с получением внешних впечатлений: например, всего за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в два раза.

В нормальных условиях новорожденный обеспечен достаточным количеством зрительных и слуховых впечатлений («сенсорной информацией»), доставляемых ему теми взрослыми, которые ухаживают за ним, поэтому созревание мозга выглядит как само собой разумеющееся. Но мы уже говорили о том, что лишение органов чувств возможности упражняться и доставлять в мозг разнообразные сигналы из внешнего мира привело бы с неизбежностью к резкому замедлению развития. К счастью, желание близких «пообщаться» с малышом в первые дни и недели особенно велико.

Сон и бодрствование у новорожденного первоначально мало чем отличаются друг от друга: даже во время сна можно наблюдать постоянные движения, напоминающие те хаотические движения, которые мы отмечаем во время бодрствования; а бодрствование похоже на сон: ребенок как бы дремлет. Но постепенно, в течение месяца, накапливаются новые приметы. Связаны они с тем, что у малыша развиваются еще два вида сосредоточения — слуховое и зрительное.

Примерно в это же время ребенок начинает следить глазами за медленно движущимися предметами (а потом и останавливать взор на неподвижных). Вскоре малыш «откроет», что у него есть ручки.

Доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром вступает кора головного мозга, служит образование первых условных рефлексов. Уже вскоре после рождения ребенок, взятый на руки в положение, обычное для кормления, начинает искательные движения головой, раскрывает рот, у него появляются сосательные движения.

В конце первого — начале второго месяца ребенок начинает выделять взрослого из окружающей обстановки. Трудно в точности сказать, какими он видит нас, но скорее всего, он воспринимает лицо человека, вернее — верхнюю его часть.
Примерно в это же время возникнет первая улыбка, так радующая близких. Действительно, очень важно, что малыш обнаруживает уже и положительные эмоции. До сих пор он был способен лишь на выражение недовольства. О том, что он голоден, что пеленки мокрые и ему холодно, что он устал и ему хочется спать, новорожденный оповещал криком (при нормальном воспитании оглушительное «г/а» незаметно переходит в менее бурное выражение неприятных переживаний — в плач). Таким образом, отрицательные эмоции играют важную роль в первые недели жизни ребенка.
С чем же связаны первые положительные эмоции новорожденного? Отмечено, что само по себе удовлетворение органических потребностей их не порождает. Устранение утомления сном, голодного возбуждения — пищей лишь снимает отрицательные эмоции. А вот радуется малыш только по той причине, что с ним общается взрослый! Более того оказывается: радость эта может быть чрезвычайно значима для малыша, она возникает несмотря на то, что «обстоятельства жизни» (голоден, устал, холодно, неудобно) должны были бы породить плач. Значит, происходит что-то очень важное, а именно удовлетворяется потребность ребенка в общении.

Постепенно у ребенка вырабатывается особая реакция, обращенная к взрослому. Ее называют комплексом оживления. Это и в самом деле комплекс — мы наблюдаем, как ребенок останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ножками и ручками, издает тихие звуки...
Период новорожденности выполнил свою задачу — связь ребенка со взрослым установлена.


Вы здесь » Дети-цветы жизни! » От 0 до ... » Первые дни и недели