Биостарт
Только что родившийся ребенок связан с матерью пупочным канатиком. Врач, принимающий младенца, накладывает на канатик зажим и перерезает его. (Но если даже зажим не был бы наложен, сработали бы природные приспособления — кровеносные сосуды сократились бы сами собой, и связь с плацентой прервалась бы.) В крови ребенка накапливается углекислый газ. Дыхательный центр, получив сигнал о неблагополучии, дает команду: сделать вдох!
И ребенок делает этот вдох. Включается легочное кровообращение.
С отделением ребенка от матери все для него меняется в корне. Он попадает в воздушную среду, и ему приходится сменить тип своего дыхания. Эта среда еще и более холодная — нужно, следовательно, по-новому приспосабливаться к температурным влияниям. Солнечное освещение (причем изменчивое) выдвигает свои требования. И наконец, если питание раньше поступало через плаценту непосредственно в кровь, то теперь на смену ему приходит , питание через рот и желудочно-кишечный тракт.
Про новорожденных порой говорят, что они беспомощны, как котята. Это несправедливо — по отношению к котятам. Как мы уже говорили, человеческий детеныш — самое беспомощное существо на Земле. Что же все-таки обеспечивает его выживание в столь сложной ситуации? Прежде всего, у малыша есть наследственно закрепленные безусловные рефлексы, облегчающие приспособление к новым условиям жизни. Только у новорожденного можно наблюдать в чистом виде проявление инстинктивных форм поведения, направленных на обеспечение потребностей в кислороде, пище, тепле — так называемых органических потребностей.
Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения).
Готов в основном к моменту рождения и механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов — стоит только прикоснуться к углам губ, к слизистой оболочке языка младенца, чтобы легко вызвать эти рефлексы.
Когда ребенок сосет материнскую грудь, все остальные его движения задерживаются, тормозятся («пищевое сосредоточение»). Известно очень хорошо: если покачать новорожденного, он перестает кричать, _ затихает. Это «вестибулярное сосредоточение» — оно связано с раздражением вестибулярного аппарата.
В первые дни можно отметить и защитные рефлексы. Сильное раздражение кожи (например, укол) вызывает отдергивание. Мелькает свет перед глазами — ребенок _ зажмуривает их. Неожиданно увеличилась яркость света — зрачок новорожденного с сужается.
Все эти реакции направлены на то, чтобы - «ускользнуть» от раздражителя или хотя и бы уменьшить его действие. Однако новорожденный может не только уходить от контакта с раздражителем, но и стремиться к такому контакту. Те,кто наблюдал новорожденных в детской комнате родильного дома, отмечают: головки большинства детей, как подсолнухи, повернуты в сторону света. Установлено также, что уже в первые дни ребенок может следить за медленно перемещающимся источником света.
Сильный свет беспокоит ребенка; помещение, в котором находится новорожденный, не должно быть освещено чрезмерно ярко. Плачем может реагировать малыш на шум и сильные звуки, он вздрагивает, если хлопнет дверь, резко зазвонит звонок. Оберегайте ребенка от сильных звуковых раздражителей.
Что касается кожной чувствительности, то она высока — с первого дня малыш чувствителен к теплу и к холоду, к боли. Более того, внимательные наблюдения покажут вам, что он может различать, как именно к нему прикасаются. Заботливо — и он ведет себя спокойно. Недостаточно ласково, резко — мышцы малыша тут же напрягаются, он плачет. Уверенно — и он не беспокоится. Неуверенно, неловко — почувствует сразу и встревожится.
Новорожденный довольно хорошо различает вкус пищи. Некоторые дети ни в какую не соглашаются пить несладкий чай. Уже в недельном возрасте ребенок, сморщившись, выплюнет пищу, если она окажется соленой или горькой.
Стоит еще упомянуть и об атавистических рефлексах, свойственных новорожденному, — они достались ему от далеких животных предков и угаснут в дальнейшем. Вот так называемый хватательный рефлекс. Стоит прикоснуться к ладони ребенка — и он может даже повиснуть, сжав кулачок, на предмете, которым вы прикоснулись. Английский исследователь Робинсон (по имени которого этот рефлекс иногда называют робинсоновским) наблюдал, как двухнедельный ребенок держался за железный
стержень в течение 2 минут без заметного утомления. Но движения ребенка, необходимые для его психического развития, сложатся в будущем не на основе этого рефлекса, а на основе хватания, возникающего при раздражении пальцев (но не ладони).
Так же обстоит дело с рефлексом ползания, который наблюдается при прикосновении к подошвам ног; настоящее ползание с этим ничего общего не имеет. После того как врожденный рефлекс угаснет, формирование настоящего ползания начинается с движений рук: ребенок тянется к привлекшему его предмету, «переступает» руками и продвигается вперед.
Но набора — относительно небольшого — всех наследственных механизмов для приспособления к новым условиям существования ребенку все-таки не хватило бы, если бы в борьбу за сохранение его жизни с первых минут не включался взрослый человек. Это решающее условие выживания новорожденного. Физиологическая связь матери и плода сменяется связью ребенка с ухаживающими за ним, поддерживающими его жизнь взрослыми.