Дети-цветы жизни!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети-цветы жизни! » От 0 до ... » Воспитывать с первых дней...Но как?


Воспитывать с первых дней...Но как?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Теперь нам проще ответить на этот вопрос, потому что мы знакомы с некоторыми особенностями новорожденного.

Вы уже воспитываете его, если он ощущает вашу заботу и вашу любовь. Речь идет, разумеется, не просто об элементарном уходе. Малыш должен чувствовать, что вы приходите ему на помощь всякий раз, когда он испытывает неудобство, неприятные ощущения.

Он плачет, когда ему хочется пить, — и вы утоляете его жажду.
Он проголодался — и вы накормите его.
Он беспокоен, потому что очень шумно, — и вы устраняете причину его беспокойства.
Ему мешает свет — и вы устроите в комнате полумрак.
Слишком жарко станет или слишком холодно в помещении — и плач малыша побудит вас что-то предпринять.

Новорожденного часто беспокоят боли в животе — и вы успокоите их несколькими ложечками отвара ромашки или укропной воды.
Вы поправите свою ошибку, как только поймете, что он кричит потому, что его туго пеленают.
Разумеется, для этого вам придется разобраться в причине плача; ваша забота должна помочь малышу, ваша любовь к нему должна вылиться во что-то реальное.
Нет ничего предосудительного в том, что вы будете иногда брать ребенка на руки, чтобы успокоить его.

Напротив, можно рекомендовать это делать, но с одним условием — это не должно заменять собой выяснение причин беспокойства. Если эти причины не выяснены и не устранены, ребенок может и не успокоиться у вас на руках; но, даже успокоившись, начнет плакать снова, как только останется один.

Вообще, если иметь в виду задачу создания у малыша чувства уверенности в том, что он защищен, что о нем заботятся, что его любят, совет брать ребенка на руки почаще не покажется странным. Но лучше это делать, когда ребенок спокоен. Если всякий раз, как только малыш заплачет, его берут на руки, у него образуется привычка все время проводить на руках у взрослых.

Беря ребенка на руки, вы учтете, что он не в состоянии сам поддерживать головку — она должна покоиться у вас на плече; спинка и плечевой пояс малыша находят опору в вашей руке, одновременно ею вы слегка прижимаете ребенка к себе; другой рукой поддерживаете его. Так малышу будет удобно.

И конечно, вы не будете давать своему малышу «выкричаться». Есть много способов успокоить его: дать попить, повернуть на бочок, погладить. Действительно, дети, на крик которых совсем не обращают внимания, со временем начинают кричать меньше, — видимо, они как-то по-своему понимают, что крик ни к чему не приводит, только устаешь. Но трудно представить себе родителей, у которых хватило бы сил неуклонно следовать подобной тактике. Чаще всего бывает так — то откликаются близкие на крик малыша, то, не видя причин, по которым ему стоило бы плакать, и решив, что он «капризничает», стараются выдержать характер. В такой семье малыш кричит ничуть не реже, чем в той, где взяли за правило реагировать на всякое беспокойство ребенка. При этом родители в такой «отзывчивой» семье меньше рискуют упустить какую-либо серьезную причину беспокойства ребенка, а кроме того, в данном случае становится более глубоким чувство привязанности, возникающее между родителями и ребенком.

Общению малыша со взрослым предшествует общение взрослого с малышом, и выражается оно в разнообразных формах. Взрослый кормит, взрослый купает, взрослый говорит ласковые слова, взрослый баюкает, взрослый улыбается. Это и закладывает предпосылки положительного эмоционального отношения к тем, кто несет освобождение от неприятностей и кто удовлетворяет потребность в комфорте.

Первые недели, — пожалуй, еще не время для того, чтобы развивать психические качества ребенка специальными средствами и приемами. При достаточно частом общении родителей с малышом впечатлений тому хватает; точка зрения, с которой ребенок взирает на мир, не остается неизменной, если позу малыша меняют, если берут его на руки и т. п.
Впрочем, учтем, что взгляд ребенка привлекают движущиеся предметы. Для развития зрительного сосредоточения можно попробовать самим изготовить несложную игрушку, принцип которой состоял бы в том, что части ее медленно поворачиваются или покачиваются вокруг одной точки или оси. Игрушка должна быть ярко, красиво окрашена, привлекательна для новорожденного.

Но повторяем, пора специальных забот о развитии восприятия, мышления, памяти, внимания ребенка еще впереди. Пока что вы удовлетворяете его интерес к внешнему миру «естественными средствами».

2

Не рано ли говорить о физическом воспитании?
Нет, не рано. Рассмотрим же, в чем оно может выражаться.
С переменой «среды обитания» новорожденный лишился температурного равновесия. До сих пор развитие шло в утробе матери при постоянной температуре, и вот в один миг новорожденный очутился в среде, температура которой колеблется, и уж во всяком случае она теперь значительно ниже привычной. Ему самому приходится поддерживать постоянную температуру собственного тела. По сигналам, идущим из центральной нервной системы, усиливается тонус мышц рук и ног, шеи и туловища; тело ребенка принимает типично согнутое положение. Такое напряжение мускулатуры способствует производству тепла. Чем заметнее снижается температура окружающей среды, тем выше напряжение мышц ребенка.

Но если мы возьмемся работать за новорожденного, если мы начнем укутывать его, держать в помещении, где слишком жарко, то — поскольку необходимости в дополнительном производстве тепла нет — тонус мышц снижается. А ведь поддержание его — пока единственная и потому обязательная форма тренировки.

Таким образом, создание условий, которые поддерживали бы характерную позу ребенка, следует считать мерой физического воспитания детей первого месяца жизни. В комнате, где находится ребенок, температура не должна превышать 20° по Цельсию. Не следует слишком тепло укрывать ребенка в комнате, надевать ему на голову чепцы и платочки, ставить рядом дополнительные обогревательные приборы.

Иногда допускают такую ошибку: в комнате поддерживают нормальную температуру воздуха, но боятся в этих условиях распеленать ребенка. Напрасные опасения! Не только переодевать здорового новорожденного можно при температуре около 20° по Цельсию, но и оставлять на несколько минут голым. Такие воздушные ванны для малыша — и закаливающая процедура, и хорошая гимнастика для мускулов.

Важны для физического воспитания ребенка первых недель и прогулки. Если он родился теплой весной или теплой осенью, сомнений ни у кого не возникает, и буквально на другой день после возвращения из родильного дома с малышом отправляются на улицу. Но как быть, если ребенок родился зимой? Непременно гулять и тогда.

Для правильно одетого малыша прогулка в коляске, защищающей от ветра и снега, совершенно безопасна даже в мороз. Мнение же о том, что, надышавшись холодным воздухом, ребенок простудится и заболеет, совершенно неправильно, хотя, к сожалению, и бытует довольно широко. Но здесь надо проявить известную осторожность. Подождать, пока малышу исполнится две недели. Начинать с небольшой, десятиминутной, прогулки. В первые месяцы, если ' температура ниже 10°, на улицу лучше не выходить.
Если малыш нормально дышит носом, холодный воздух успевает согреться и увлажниться, пока попадает в легкие. Никаких заболеваний вызвать он не может,  наоборот, вдыхая прохладный воздух, младенец лучше спит, меньше беспокоится, а после прогулки лучше ест.

Да, понятие «закаленный организм» (и соответственно понятие «незакаленный организм») вполне применимо уже к двухнедельным детям. Достаточно в течение нескольких дней держать ребенка в комнате со слишком высокой температурой, воздух которой пересушен обогревательными приборами, как все защитные силы организма, мобилизованные в момент рождения, выключаются, не найдя применения. И тогда достаточно небольшого охлаждения, сквозняка, мимолетного контакта с больным, чтобы ребенок заболел. Обратившись к теме физического воспитания новорожденного, мы, по сути, уже затронули вопросы организации ухода за ребенком. Это не случайно — уход и воспитание (и не только физическое!) тесно переплетаются в первые недели, месяцы, годы жизни малыша. Правильно поставленный уход, в частности, всегда имеет следствием целесообразную организацию всей жизни ребенка, а это не может не сказаться и на формировании психических качеств, свойств личности.

Поэтому, прежде чем рассматривать развитие ребенка в период младенчества (сигналом начала которого служит появление «комплекса оживления»), прежде чем проследить, как идет в этом возрасте формирование движений и действий, познавательных возможностей речи, постараемся в сжатой форме представить себе, как лучше организовать уход за ребенком первого года жизни (включая период новорожденности); при этом надо будет учесть анатомо-физиологические особенности его организма и не упустить из виду двуединой задачи — охраны его здоровья и заботы о его воспитании.


Вы здесь » Дети-цветы жизни! » От 0 до ... » Воспитывать с первых дней...Но как?