По поведению маленького ребенка, как мы уже отмечали, трудно судить, в чем именно он нуждается, что его тревожит в данный момент. О самых разных потребностях младенец сообщает одинаково — чаще всего плачем.

Младенец перестает сосать грудь и кричит. Мы были бы не правы, заключив, что он не хочет есть, напротив, есть он хочет, но молоко плохо поступает. (А быть может, у него болят ушки?)

Малыш не может уснуть, ворочается, плачет. Может создаться ложное впечатление, что ребенок не хочет спать. Но быть может, он слишком долго бодрствовал и перевозбудился?
Чаще всего плач младенца расценивается взрослыми как признак того, что он хочет есть. Но так бывает далеко не всегда.
Младенец быстро утомляется. Именно поэтому он нуждается в чередовании непродолжительных отрезков бодрствования с периодами сна, в течение которых работоспособность нервных клеток восстанавливалась бы. Нуждается младенец и в более частых кормлениях, чем ребенок постарше, — ведь его органы пищеварения приспособлены к приему и усвоению лишь небольших объемов пищи. С учетом физиологических потребностей детей в необходимой продолжительности сна и бодрствования, в количестве кормлений, величине интервалов между ними и разработаны режимы дня для детей различных возрастных групп. В них предусмотрена также наилучшая последовательность в чередовании  сна,  бодрствования, кормления.
Единственный способ удовлетворить истинные потребности ребенка — приучить его к режиму дня. Если ребенок спит, ест, бодрствует в определенные часы, у него образуются условные рефлексы на время, с помощью которых организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности.

Так, например, если ребенок принимает пищу всегда в одни и те же часы, то к привычному времени кормления усиливается отделение пищеварительных соков, поэтому малыш ест с аппетитом, лучше усваивает то, что съел. Сон также наступает быстрее, если ребенка укладывают в определенный час. Вообще режим вносит упорядоченность в жизнь ребенка и тем создает, особенно у самых маленьких, ощущение благополучия — все идет как надо.

Как строится режим? Конечно, режим не может оставаться неизменным — развитие ребенка на первом году идет бурно, поэтому режим приходится неоднократно изменять — примерно с начала каждой новой четверти года.

Введение режима дня начинается с того, что ребенка приучают есть в определенные часы. Уже в родильном доме детей кормят через известные промежутки времени, обычно через каждые 3 часа. Такого режима кормления (если врач не назначит иного) придерживаются до 2,5 — 3 месяцев (с шестичасовым интервалом от полуночи до 6 часов утра). Если младенец плачет до того, как пришла пора кормить его, это еще не значит, что он проголодался. Мать, спешащая при каждом незначительном беспокойстве ребенка покормить его, затрудняет образование ритма, который облегчит жизнь и малышу, и ей.
С конца первого — начала второго месяца жизни пора приучать ребенка не только есть, но и спать, и бодрствовать в определенные часы.

Из какого принципа исходить при построении режима? Понаблюдайте за поведением малыша. Когда он сыт, то он спокоен, настроен радостно, активен. Наигравшись, он охотно ест. Наиболее целесообразно поэтому строить режим так: после еды младенец бодрствует, затем спит, а после сна кормится.

Ошибаются те матери, которые считают, что ребенку лучше засыпать сразу после еды. Проспав некоторое время, он просыпается до наступления времени кормления и плачет (ведь ощущение сытости у него уже прошло). Бодрствование не доставляет ему никакой радости, проходит без пользы. А ведь именно в это время малыш может многое узнать и многому научиться! Ко времени кормления он устает и поэтому плохо ест, засыпает, не высосав положенной нормы. Проспав немного, просыпается оттого, что хочет есть...
Рекомендуемая    последовательность    не устанавливается сама собою, ребенка придется приучить к ней. Как? После кормления разверните его, освободите ручки, покажите погремушку (пусть он следит за тем, как вы ее перемещаете), ласково поговорите с малышом, привлеките к себе его взор, — в общем, постарайтесь, чтобы он не заснул после еды. Уже через несколько дней вы с удовлетворением отметите, что ваши старания не проходят даром. На протяжении второго месяца младенец бодрствует всего 30 — 40 минут подряд, а к 3 месяцам — уже час-полтора.

Принцип изменения режима на протяжении первого года прост: уменьшается количество «порций» дневного сна и соответственно этому число кормлений.
До 3 месяцев малыш спит днем 5 раз, до 6 месяцев — 4 раза, до 9 месяцев — 3 раза, после 9 месяцев — 2 раза (Продолжительность каждого сна — 1,5 — 2 часа; в последней четверти года — 2 — 2,5 часа.)

Значит, учитывая полуночное кормление и кормление после пробуждения утром, вы получите число кормлений в сутки: 7, 6, 5 раз. К концу года, когда по согласованию с врачом будет отменено ночное кормление, ребенок будет есть 4 раза в сутки.
На основе этого принципа и составлен предлагаемый здесь примерный режим.
Естественно, начало дня будет определяться привычным укладом жизни вашей семьи. Кроме того, вы примете во внимание индивидуальные особенности ребенка. Малышам, которые быстро устают, физически ослабленным детям иногда полезно несколько удлинить сон, позднее переводить их на новый возрастной режим.

Если ребенок утомился, зевает, приходится немного отступить от режима, уложить его раньше. Малыша можно покормить минут на 15 раньше установленного времени, если он проснулся и плачет. Но если такое повторяется изо дня в день — посоветуйтесь с врачом, не изменить ли режим дня, проверьте, достаточно ли пищи получает ребенок.

Если ребенок не приучен к режиму дня. Нет такого ребенка, который не мог бы привыкнуть к режиму дня, если составлен этот режим с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша. Зато встречается немало мнимо сердобольных взрослых, которые кормят и укладывают детей спать хаотически, предполагая, что они считаются с «желаниями» малыша. Допустим даже, что им удается правильно истолковать потребности маленького ребенка. Но ведь и сами эти потребности нуждаются в упорядочении! Нередко ребенок бывает не приучен к режиму не вследствие такой вот «принципиальной позиции», а потому, что взрослые своевременно не располагали нужными сведениями или уже имели место какие-то чрезвычайные обстоятельства.
Но так или иначе отчетливо обнаруживающиеся неудобства, недостатки в поведении малыша вынуждают всех рано или поздно приниматься за упорядочение жизни малыша. Скажем прямо: это сложнее. Но разумеется, это возможно — если взрослые проявят последовательность и некоторую выдержку. Это, безусловно, не значит, что надо хладнокровно взирать на плачущего малыша. Есть ведь способы успокоить его, не нарушая того распорядка дня, к которому вы взялись приучать его: можно дать попить, развлечь игрушками, положить на другое место...

Для того чтобы ребенок начал привыкать спать в нужное время, выносите его для дневного сна на улицу (на веранду, балкон) — и всего за несколько дней малыш «полюбит»  предлагаемый распорядок дня.

Для того чтобы режим дня выполнялся, э важно не только чтобы он был правилен. , Особых трудностей не возникает, если и сон,и кормление, и бодрствование проходят в благоприятных условиях. Создать такие условия — это ваша важная задача.