Не стоит полагаться на то, что естественная потребность малыша в пище автоматически решит все проблемы, связанные с кормлением. Напротив, хорошо известно, что именно кормление ребенка доставляет порой наибольшие хлопоты родителям. Как правило, трудности возникают тогда, когда у малыша с первых дней жизни не складывается положительного отношения к еде. О значении режима уже сказано — если он выдерживается, вы можете быть уверены в том, что предлагаете малышу еду в тот момент, когда он проголодался и вместе с тем выспался и спокоен. Следующее условие — активность самого ребенка; он должен научиться «добывать» себе пищу, проявлять необходимые усилия. Иначе при возникновении малейших трудностей (молоко из материнской груди поступает не столь обильно; с ложки приходится что-то брать; жевать заставляют еда не будет доставлять никакого удовольствия малышу. Наконец, важно здесь, как и во всем, ровное, спокойное настроение кормящих — никакого насилия,никакого запугивания, никаких посул.

И естественно, все это будет иметь смысл в том случае, если строго выполняются врачебные рекомендации относительно состава пищи, последовательности введения новых видов ее.

О пользе грудного молока. Общеизвестно,что   наилучшим   является   вскармливание детей материнским молоком. В грудном молоке есть все, что необходимо младенцу и питательные вещества, и витамины, и особые иммунные тела, защищающие его от многих заболеваний.   Грудное   молоко   совершенно стерильно, оно свежее, температура его именно та, которая нужна. Дети, получающие достаточно грудного молока, развиваются лучше, болеют меньше и легче.

Но важно еще и то, что ребенок, вскармливаемый матерью, вынужден сосать грудь. А само сосание улучшает пищеварение. И     последнее по счету, но не по значению —  когда ребенок находится у материнской груди, между ним и матерью исподволь, сама по себе устанавливается прочная близкая связь — это так важно для всего дальнейшего развития малыша!

Не секрет, что в последние годы увеличилось число матерей, у которых молока не хватает или нет совсем. Будем помнить, что
количество и качество молока в значительной степени зависит от образа жизни кормящей матери —  от того, как она питается, спит, отдыхает.

Есть мать может все, за исключением того, что вредно влияет на ее желудок, а также острых и пряных блюд. Пища должна быть по возможности разнообразной. Пить следует больше, но не без меры. Во всяком случае, не больше, чем хочется.
Если мать не высыпается, вред от этого проявляется двояко: уменьшается количество молока, ухудшается самочувствие, что тут же сказывается на малыше. Часы, которые мать недосыпает из-за кормлений, должны возмещаться сном в дневное время. Больше бывать на свежем воздухе, на солнце!

Полезны, как и всегда, занятия физкультурой и спортом — надо только учитывать потерю жидкости в результате активных движений и пить обильно до и после занятий.
Осторожнее с лекарствами. Совет с врачом обязателен, если идет речь о систематическом приеме каких бы то ни было лекарств.
Абсолютно исключить сигареты, вино.
Количество молока зависит еще от одного обстоятельства: если молочные железы опорожняются систематически и полностью, молоко прибывает. Если же ребенок сосет плохо (а мать не сцеживает оставшееся молоко), то отделение молока постепенно уменьшается.

Почему же он сосет плохо? Не следует думать, что все тут зависит от общего состояния малыша, от количества молока у матери. Конечно, эти обстоятельства важны, но еще важнее, как он приучен сосать. Здесь не обойтись без строгого следования нескольким простым правилам. Во время одного кормления — только одна грудь. Не следует позволять малышу брать другую грудь в то время, как в первой еще осталось молоко. Но разумеется, если пятимесячный ребенок не удовлетворяется уже содержимым одной груди, он должен получить и вторую.

Не растягивайте время кормления — 20 минут можно считать оптимальным сроком. Учтите, что сосание — это серьезная работа для младенца, и он устает. Через 20 минут он просто не в состоянии будет сосать грудь, в которой осталось мало молока. Небольшие перерывы, которые может устраивать себе младенец, вы не будете принимать за знак того, что он насытился и заснул (даже если он закрыл глаза). Но если пауза слишком затянулась, постарайтесь пробудить активность малыша, дотронувшись до его щечки рукой.

Ничто не должно отвлекать внимания малыша — лучше будет, если домашние прекратят на это время разговоры, не будут ходить по комнате, отрывать мать от малыша, разговаривая с ней.

Малыш должен чувствовать спокойствие матери, ощущать, что она никуда не торопится, не нервничает. Положение малыша должно быть удобным.
Что и сколько должен есть младенец? Норма грудного молока в день зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Кроме грудного молока с первых дней жизни ребенок должен получать 50—100 г жидкости. Это может быть кипяченая вода, а может быть и отвар ромашки, плодов шиповника, слабо заваренный час с сахаром или без сахара. Температура должна соответствовать температуре пищи, которую получает малыш.

С трехнедельного возраста в рацион постепенно вводятся фруктовые и овощные соки (лимонный, яблочный, черносмородиновый, морковный, капустный, а при склонности ребенка к запорам — свекольный). Начинают с «микроскопической» дозы в 5 капель, но к 5 месяцам малыш может выпивать до 50 г сока.
С 2 месяцев ребенку дают тертое сырое яблоко (или консервированное яблочное пюре, приготовленное специально для детского питания). Сначала — половину чайной ложки в день, к концу полугодия — до двух столовых ложек.

На четвертом-пятом месяце жизни материнское молоко уже не может удовлетворить потребности детского организма в разнообразных пищевых веществах. Ребенку требуется качественно новое питание.

Первое блюдо, которое дают малышу в качестве прикорма, — овощное пюре. Начинают с 4—5 чайных ложек и в течение недели доводят до 180—200 г. Вместо одного кормления грудью (дневного) ребенку предлагают овощное пюре.

На пятом-шестом месяце можно начинать давать каши. Смешанные каши из муки разных круп (овсяная, рисовая, гречневая) более полезны, чем традиционная манная каша. Первый раз ребенку дают не очень густую кашу, в небольшом (одна-две чайные ложки) количестве, постепенно увеличивая порцию до 120—150 г на одно кормление. При пятиразовом кормлении кашу лучше давать в 10 часов утра.

На седьмом месяце новое приобретение — мясные бульоны (из нежирного мяса; свинина и баранина не рекомендуются). И здесь важна постепенность — начинать с 5 — 6 г, доводя со временем до 30—50 г. Если ребенок страдает аллергией, необходимо посоветоваться с врачом, прежде чем давать бульоны.

На восьмом месяце мясо предлагается малышу уже и в виде пюре (разведенного бульоном). Бульон, мясо хорошо сочетать с овощным пюре. Можно также давать ребенку размоченный в бульоне сухарик из белого хлеба.

Число кормлений грудью сокращается — к 8 месяцам до 3 раз в сутки, к 9 — до 2, к 11 месяцам — до одного раза в сутки. Около года ребенка совсем отнимают от груди.
Более подробные указания легко найти в специальной литературе для кормящих матерей; первостепенное значение, подчеркнем еще раз, имеют советы врача, который постоянно наблюдает малыша и может учесть его индивидуальные особенности и состояние его здоровья.
Можно ли развивать вкус младенца? Уже в первые дни его жизни мы можем обнаружить своеобразие вкуса ребенка. Подслащенную водичку он охотно пьет, а если мы сахара в воду не положим, он от нее откажется. Соседский малыш, однако, такой привередливостью не отличается. С особенностями вкусовых ощущений младенца необходимо считаться. Но это не значит, что мы (да и он сам) должны оказаться у них в плену, что мы лишены возможности воздействовать на них (не можем, следовательно, вводить в рацион малыша новые виды питания только потому, что они ему сейчас не по вкусу). Вкус развивать можно — но ни в коем случае не принуждением; это может вызвать уже настоящее отвращение к некоторым видам пищи.

Не все дети сразу охотно начинают есть овощное пюре, так как у него нет привычного сладковатого привкуса. Но если начинать, как и полагается, с нескольких ложек и давать их в начале кормления, когда малыш голоден, а затем докармливать его привычной едой, то постепенно он привыкнет к новому блюду и будет съедать со временем полную порцию. Но подслащивать пюре (а в дальнейшем и другие блюда, которые не принято готовить с добавлением сахара) не надо.

Если ребенок не съел нового блюда в первый день, дайте ему это блюдо на другой день; откажется и сейчас — не спешите, лучше переждите несколько дней и только тогда повторите свои попытки.

Если же все-таки вам никак не удается приучить ребенка хотя бы к нескольким ложкам новой для него пищи, придется рассчитывать на то, что через несколько месяцев, когда вы повторите свои попытки, дело пойдет иначе. В подавляющем большинстве случаев так и бывает. Впрочем, надо быть готовыми к тому, что именно с вашим ребенком произойдет один из тех редких случаев, когда он все-таки откажется — и окончательно — от какой-то еды. Придется с этим посчитаться. Врач посоветует, чем заменить неприемлемую для малыша пищу с тем, чтобы не был нанесен урон общему балансу питательных веществ, которые должен получать ребенок. Другого пути нет — насилие только ухудшает аппетит малыша вообще.
Учите малыша жевать. Это не менее важно, чем приучать его к новым видам пищи. Не начинать делать это на первом году жизни — значит рисковать вырастить ребенка, который долгое время будет отказываться от пищи, которую надо жевать, или будет глотать ее непрожеванной.

Во время обеда (с 8 месяцев, когда ребенок сидит за столом) ему дают ломтик хлеба и предлагают откусывать.
Затем вы будете постепенно приучать ребенка к непротертым фруктам и овощам, давая их кусочками.

Ложка, чашка, соска. Чем раньше вы сможете приучить малыша к ложке, тем лучше. Собственно, уже в первые дни он знакомится с ложкой, высасывая из нее воду или чай.
По-настоящему есть из ложки ребенок учится тогда, когда ему начинают давать кашицеобразную пищу. Вы прикладываете ложку к нижней губе ребенка в тот момент, когда он готов всосать ее содержимое (для первого раза его немного), вводите ложку в рот (не слишком глубоко — иначе может возникнуть рвота). Слегка прижимаете язык вниз, даете пище соскользнуть с ложки. Постепенно количество кашицы на ложке увеличивайте, а саму ложку вводите в рот глубже. Мало-помалу малыш усвоит, что,когда ложку подносят ко рту, его надо открыть, язычок прижать вниз; а после того, как ложку убрали, закрыть рот. На усвоение этой истины разные дети тратят разное время — от нескольких дней до нескольких недель.

Кормя с ложки, будьте осторожны! Делая это неловко, вы вызовете у малыша неприятные ощущения, и у него надолго возникнет антипатия к ней.

Чашка также может войти в жизнь малыша с первых месяцев. Можно давать пить из
чашки, а не с ложки. Пить надо учить постепенно. Край чашки только прислонить к губам, за зубы не заводить. Следите за тем, чтобы в рот малышу не попадало слишком большое количество жидкости, поэтому наливайте в чашку один-два глотка воды, чая, сока.

Если вы научили ребенка пить из чашки, есть из ложки, то соска не понадобится в тех случаях, когда надо докормить ребенка сцеженным молоком, дать ему добавочную молочную смесь. Имеет основания точка зрения, согласно которой нежелательно кормить малыша через соску, если в это время он сосет грудь, — молоко из соски поступает значительно легче, чем из груди, и ребенок вскоре отказывается брать грудь.

Однако в тех случаях, когда у матери молока нет и малыша вскармливают донорским молоком или он находится на искусственном питании, кормление через соску наиболее удобно — месяцев до шести.

Ребенка держат при этом на руках, а не в кроватке. Для него все должно быть так же, как если бы его кормили грудью.

Важен размер отверстия в соске. Оно должно быть таким, чтобы молоко, если перевернуть бутылочку, выделялось по капле, а не лилось струйкой. Если отверстие будет слишком большим, то ребенок быстро высосет порцию, не получив ощущения сытости. (Может он и поперхнуться.)

При естественном вскармливании ребенок уже в первые месяцы как бы придерживает ручками грудь матери. Это одно из первых проявлений активности надо вызывать и тогда, когда малыша кормят из бутылочки: побудите малыша придерживать бутылочку (разумеется, придерживаете вы, а он только прикасается к ней). Если этого вы добьетесь в 3 — 4 месяца, то в 5 — 6 месяцев ребенок будет тянуться к бутылочке и направлять ее в рот.

Самостоятельность. Аккуратность. Всячески поощряйте активность малыша в еде, его самостоятельность. Когда ребенок уже сидит (примерно на 8-м месяце), учите его придерживать чашку; к 11 месяцам он будет пить из нее совершенно самостоятельно. В 8 месяцев он начинает есть сухарики, печенье, кусочки хлеба. Через некоторое время он будет брать кусочки яблока, дольки апельсина. Вскоре после года вы начнете учить ребенка самостоятельно есть густую пищу. Надо сказать, что самостоятельность малыша за едой поднимает его настроение, улучшает аппетит.

Что касается аккуратности малыша, то она начинается с вашей аккуратности — старайтесь так  кормить его,  чтобы  не  пачкать щечки, подбородок; если все-таки испачкали — вытрите салфеткой.

Столик, за которым ест ребенок, должен быть чистым: пролилось что-нибудь на него — вытрите, не дожидаясь конца кормления.

К году ребенок привыкает к тому, что за стол садятся с чистыми руками, что, поев, вытирают губы салфеткой, что во время еды нельзя вставать из-за стола, играть, лезть руками в тарелку.

Поза ребенка во время кормления меняется. Так, с полугода малыша кормят в полусидячем положении, усадив к себе на колени, а месяцев с 8, когда он научится сидеть хорошо, используют высокий раскладной стул, который придвигают к столу.
Чтобы поза ребенка была правильной, ноги должны иметь опору. Примерно к году малыши едят за детскими столиками, сидя на креслицах.

Что делать, если ребенок плохо ест? Ни в коем случае не кормить его насильно! Плохой аппетит имеет причину, от еды просто так не отказываются. Ваша задача —выяснить, в чем дело. Возможно, ребенок нездоров. Возможно, вы кормите его в непривычной обстановке (в гостях, в поезде или просто в другой комнате). Возможно, пища не пришлась ему по вкусу потому, что на этот раз она иначе приготовлена или выглядит необычно. Возможно, он попросту не успел проголодаться.

Если ребенок не хочет есть, лучше пропустить одно кормление, чем настаивать или прибегать к принуждению. Насильственное кормление вызывает протест и закрепляет отрицательное отношение к еде. Оно может вызвать рвоту, которая, повторившись несколько раз, может закрепиться, станет привычной.

Для того чтобы сохранить у ребенка аппетит, надо прежде всего спокойно относиться к вполне естественным его колебаниям, помня о том, что и взрослый не всегда ест с одинаковым желанием. Излишне болезненное отношение к малейшему снижению аппетита малыша является источником серьезных трудностей при кормлении.
Ребенок может оказаться мнимо плохим едоком: просто порция, которая ему предлагается, слишком велика. Надо попробовать уменьшить порцию. Возможно, это приободрит вашего малыша, которого могло пугать большое количество пищи.

Если ребенок от кормления до кормления не успевает проголодаться, можно также предположить (и надо проверить это), что предлагаемая  пища   слишком   калорийна.
Можно с уверенностью сказать, что плохой аппетит у здорового ребенка — результат ошибок взрослых. Устраните их — и это поможет восстановить аппетит у малыша. Прежде всего, не следует фиксировать внимание ребенка на своих опасениях из-за того, что он мало ел, сокрушаться по этому поводу. У ребенка должно сложиться отношение к еде как к естественной и вполне добровольной процедуре.

Исследования последних лет показали, что при вскармливании детей первого года жизни наилучший метод — так называемое кормление по аппетиту. Это позволяет учесть индивидуальные особенности детей, одни из которых больше едят в утренние часы, другие — в вечерние.