Дети-цветы жизни!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети-цветы жизни! » От 0 до ... » Овладение пространством


Овладение пространством

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

С поднятой головой.
Для младенца первых трех месяцев жизни наиболее полезны движения, которые возникают у него, когда он в хорошем настроении. С того времени, когда малыш начинает проявлять свою радость при виде взрослого не только улыбкой, звуками, но и движениями рук и ног, его общая подвижность значительно возрастает. Раньше он наиболее энергично двигался, когда кричал. Теперь же в течение почти всего времени бодрствования, радуясь, что взрослый разговаривает с ним, показывает игрушки, малыш многократно выпрямляет и сгибает руки и ноги, прогибает спину. Это для него своеобразная гимнастика, укрепляющая и развивающая мышцы. В результате напряжение мышц-сгибателей (вы помните, что оно характерно для новорожденного) ослабевает. На третьем месяце ребенок уже не прижимает руки к груди, не сжимает пальчики в кулаки. Он все чаще выпрямляет руки над грудью. Движения его становятся плавными, а не резкими, как это было раньше.
В это же время малыш может поднимать и удерживать голову, лежа на животе или находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Особенно полезны движения в положении на животе — так развивается и укрепляется вся мускулатура, в частности мышцы брюшного пресса и грудной клетки.

Класть ребенка на живот можно с 3—5 недель (на твердую поверхность!). Руки малыша, согнутые в локтях, должны быть у него под грудью. Оставляйте его в этом положении сначала на 1 — 2 минуты, а затем на более длительное время — пока он будет активно пытаться приподнимать и удерживать голову. Когда устанет, положите его на спину.
Сначала в течение одного бодрствования проводится один такой «сеанс» — перед кормлением. На третьем месяце, когда малыш будет бодрствовать около полутора часов подряд, на живот его можно класть дважды (перед кормлением и перед сном).

Лежа на животе, ребенок по-новому видит все окружающее; следя за предметом, который заинтересовал его, он поворачивается в нужную сторону, старается приподнять голову повыше.

Иногда можно видеть не только трехмесячных, но и семимесячных детей, которые на животе лежат беспомощно, с опущенной головой, не умея ни поднять, ни удержать ее. Их своевременно не клали на живот, не давали возможности поупражняться в этих движениях.

К трем месяцам может сложиться у малыша способность удерживать голову и при вертикальном положении корпуса. Он улыбается взрослому, который держит его на руках, следит за окружающими, свободно поворачивает голову из стороны в сторону. Надо ли говорить, что при этом он не только совершенствует свои движения, но и получает массу новых впечатлений. Естественно, достигнуть этого умения он сможет лишь в том случае, если вы упражняете малыша в нем.

Если ребенка систематически класть на живот (в дальнейшем принимать это положение будет он сам), то месяцам к пяти он сможет долго лежать, опираясь на ладони выпрямленных рук и сильно прогнув спину. Лежа на животе, он следит за окружающим: берет игрушки и занимается ими; стремясь достать игрушку, находящуюся сбоку, несколько передвигается, переставляя руки и поворачивая корпус, изгибается, опираясь только на одну руку... К шести месяцам некоторые дети становятся на четвереньки.

К пяти месяцам дети обычно могут сами перевертываться на живот. Но если этот срок прошел (и если вы видите, что малыш лежит на животе хорошо и берет игрушки), то помогите ему овладеть этим движением. Потяните его слегка за руку так, чтобы вызвать соответствующие движения: он подтягивает голову к груди и закидывает ногу в сторону, пытаясь перевернуться на живот. Когда он почти окажется в желаемом положении, медленно поверните его на спину. Повторите это упражнение несколько раз сначала в одну, а потом в другую сторону.

С живота на спину малыш начнет переворачиваться несколько позже. Сначала он будет делать это резким, быстрым движением,но месяцам к шести он будет переворачиваться более плавно для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым.
Все эти движения очень полезны ребенку, поддерживают у него радостное состояние и подготавливают его к важному приобретению — он скоро начнет ползать.

2

Ползание.
Большинство детей обнаруживают стремление поползти тогда, когда они, лежа на животе или находясь на четвереньках, стараются достать лежащую перед ними игрушку. Обратите внимание на это обстоятельство и старайтесь предложить в это время наиболее привлекательное. Вначале игрушку следует класть на такое расстояние, чтобы ребенок почти касался ее кончиками пальцев; если же он уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние.

Побуждая малыша к ползанию, подвигайте игрушкой, погремите ею. Если, несмотря на все усилия, ребенку не удается достать игрушку, подползти к ней, помогите ему — подставьте свою ладонь к его подошвам так,чтобы он мог оттолкнуться. Когда малыш подползет немного, отодвиньте игрушку. Повторите это несколько раз подряд, после чего предоставьте ему возможность завладеть игрушкой и вдоволь позаниматься ею.
Учтите, что ползать дети начинают по-разному. Те из них, которые к седьмому месяцу научились становиться на четвереньки, сразу ползут, опираясь на ладони и колени. Те же, кто на четвереньки еще не становился, ползают пока на животе, к «высокому ползанию» переходя лишь потом. Постепенно все дети хорошо осваивают это движение и пользуются им часто: подползают к игрушкам и предметам, которые их заинтересовали, откатилась игрушка — ползут за нею, подползают к предметам, которые можно использовать как опору для того, чтобы попытаться встать; наконец, ползают ради удовольствия.

Садимся, ложимся, встаем и стоим.
Ребенок, который своевременно начал ползать, легко и быстро научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.
Все эти движения малыш осваивает, самостоятельно играя (если, разумеется, вы позаботились о надлежащих условиях такой игры). Занимаясь игрушками, наблюдая за окружающими, малыш полуприсаживается, опираясь то на одну, то на другую руку; опускается и снова садится, и таким образом постепенно осваивает эти движения. Вначале он может сидеть совсем недолго, лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо. К 7—8 месяцам ребенок, ранее научившийся ползать, сам садится, устойчиво сидит. К этому же времени он обычно начинает и вставать, стоять и снова садиться, придерживаясь руками за опору, а на девятом месяце опора будет нужна ему все меньше и меньше.

В этом же возрасте, в 8—9 месяцев, осваиваются и некоторые другие движения: малыш становится на колени, сидит на корточках, придерживаясь руками (поза эта непродолжительна). Новые позы и особенно быстрые движения доставляют малышу удовольствие, он радуется, громко смеется. Напротив, когда вы хотите уложить сидевшего ребенка или усадить, если он стоял, а тем более когда его отправляют в кроватку после того, как он ползал по полу, недолго и до плача.

Некоторые родители проявляют нетерпение, непременно желая «усадить» малыша ранее тех сроков, о которых мы говорили, ранее того, как он научится ползать. Надо сказать, ребенок часто и сам поощряет их в этом намерении — хватается за пальцы и, пользуясь поддержкой, с удовольствием присаживается в возрасте до 6 месяцев. И все-таки делать этого не следует. Сидеть ребенок должен только тогда, когда он может сесть самостоятельно и самостоятельно выйти из этого положения. Этим он овладевает как раз на восьмом месяце. Если же вы к полугоду научили малыша сидеть, а изменить положения своего тела он не может, то это означает, что в течение всего времени бодрствования нагрузка может оказаться вредной для позвоночника,
привести к его искривлению. Не допустимо сажать ребенка, еще не умеющего сидеть, в подушки, в креслице, в уголок кровати.

Разнообразные движения очень полезны ребенку. Создайте обстановку, которая способствовала бы им: поставьте на пол чемодан, чтобы ребенок мог влезть на него; большой низкий ящик — малыш будет влезать в него и вылезать; приставьте детский стульчик к дивану, чтобы с его помощью малыш мог забраться на диван. Конечно, хлопот вам прибавится — надо проследить, чтобы ребенок не упал, не ушибся.

Но если вы создадите простор для разнообразных движений, малыш очень быстро научится далеко ползать, вставать, стоять и опускаться, причем опора будет нужна ему ) все меньше и меньше. Многие дети начинают стоять без опоры тогда, когда нужно что-то сделать с игрушкой двумя руками. Вначале это удается им лишь на несколько мгновений,но удовольствие, которое они при этом испытывают, велико — и вот они вновь и вновь отпускают перильца кровати или стул, постепенно привыкая долго стоять без опоры.Если же ребенку уже около года, а он этого не умеет (и при этом вы не заблуждаетесь относительно того, что он у вас крепенький,что хорошо ползает и что за опору он лишь слегка придерживается), помогите ему овладеть этим умением. Оставляйте его без поддержки на несколько секунд, следя за тем,чтобы он не упал.

А вот вставать и опускаться без опоры малышу труднее, и умение это складывается позже, к году. Но иногда можно видеть, как малыш, не умеющий еще устойчиво стоять, пытается встать на ноги без опоры: сперва встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, стоит мгновение, быстро теряет равновесие и, покачнувшись, опускается на пол. Опять встает, опускается, встает — и так несколько раз подряд...

3

Первые шаги.
Вскоре после того как ребенок научится вставать на ноги, он начинает переступать вдоль перил кроватки и быстро преуспевает в этих движениях. Поэтому с 9 месяцев его можно упражнять и в умении ходить при поддержке за обе руки.

В 9—10 месяцев ребенок быстро ходит L вдоль неподвижных предметов, держась за , них руками. Вскоре он сможет ходить и вдоль гладкой стены, только слегка упираясь в нее ладонями, а затем начинает переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно один-два шага.

Можно ли использовать так называемые : ходунки, чтобы помочь малышу научиться , ходить? Нет, ни в коем случае не следует этого делать. Ходунки не только не помогают, но и мешают. Ребенок, поставленный в ходунки, не может, устав, опуститься и поползти.
Он длительное время просто вынужден ходить или сидеть, что для него вредно. Кроме того, находясь в ходунках, он привыкает наклоняться при ходьбе вперед, что вредит позвоночнику и затрудняет освоение правильного, вертикального положения корпуса. Не случайно многие матери жалуются: к 10 месяцам их дети умели хорошо стоять и переступали, лишь слегка придерживаясь за опору; но вот их начали ставить в ходунки, и все изменилось к худшему — в ходунках они чувствуют себя уверенно, но стоит оставить их без поддержки, как они оказываются совершенно беспомощными...
Возражения, выдвигаемые против ходунков, вы учтете, когда будете водить ребенка, поддерживая его под руки. Во-первых, не увлекайтесь этим чрезмерно, чтобы не погасить в малыше желания двигаться самостоятельно. Во-вторых, следите за правильным положением его корпуса — ребенок не должен ни наклоняться вперед, ни отклоняться в стороны.
Главное же, можем повторить еще раз, в том, чтобы предоставить ребенку простор для ползания и других движений. Тогда он быстро окрепнет, движения его станут координированными, и он к году сделает первые самостоятельные шаги. Конечно, можно и помочь ему оторваться от опоры, если вы видите, что он лишь слегка придерживается за нее и ходит свободно. Возможно, на первый раз он и покачнется, теряя равновесие. Постарайтесь подхватить его помягче, не пугаясь и не пугая малыша. Вскоре ребенок сам, без всяких побуждений, начнет самостоятельно ходить, быстро совершенствуясь в этом умении. Учтите, что ползать он перестанет не сразу. Пока что ему легче подползти к далекому предмету, чем дошагать до него, — вот он и опускается на четвереньки. Но рано или поздно новый вид передвижения, поддерживаемый взрослыми, восторжествует. Как правило, это происходит уже за порогом младенчества...


Вы здесь » Дети-цветы жизни! » От 0 до ... » Овладение пространством